С 1 по 5 число светодиодные филаментные лампы в Интернет-магазине – на 15% дешевле!
Купить!
Лидер по производству
ламп в России
Тел.: +7 (8342) 77-70-60
Факс: +7 (8342) 77-70-33
Заказать обратный звонок
RU EN

Светодиодный сегмент: сохранить фокус

Стало известно о банкротстве петербургской компании «Светлана-Оптоэлектроника», которая не так давно была одним из ведущих российских производителей светодиодов.
Ныне компания объявлена несостоятельной, по кредитным обязательствам она задолжала банку 195 млн руб. Несмотря на то что долговые договоренности стороны кредитного соглашения сумели обсудить, «Светлану» как бизнес-единицу спасти не удалось – из‑за неэффективного управления даже при наличии поддержки в лице «Ростеха» завод потерял надежду выбраться из кризиса. О возможных причинах такой ситуации мы побеседовали с экспертом «ЭПР» – президентом компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг» Владимиром Габриеляном.
– Как вы считаете, насколько была предсказуема ситуация с банкротством «Светланы-Оптоэлектроники»?
– Ситуация была предсказуема. Если ссылаться на цитаты СМИ, которые утверждали, что «Светлана-Оптоэлектроника» является единственным российским предприятием, осуществляющим полный технологический цикл производства светодиодных изделий, то именно «полный технологический цикл», на мой взгляд, и стал основной причиной банкротства. Безотносительно к «Светлане-Оптоэлектронике», вертикальная интеграция в современной светотехнике – непосильное бремя для любой компании. Специализация – вот секрет успеха. Вы либо успешно производите светодиоды (как с точки зрения качества, так и с точки зрения их себестоимости, цены и объемов), либо эффективно занимаетесь разработкой и сборкой светильников. Если вы пытаетесь объединить в одной компании оба направления, то теряете эффективность, конкурентоспособность. Это ведет к закредитованности предприятия и последующему банкротству. И никакое руководство, будь оно хоть трижды компетентным, в данной ситуации сделать ничего не сможет.
– Есть мнение, что отечественный производитель не в состоянии выпустить светодиодную продукцию в том виде, в котором ее выпускают за рубежом. Действительно ли это так?
– Отечественный производитель может выпускать светодиодную продукцию в том виде, в котором ее выпускают за рубежом и без всякой государственной поддержки. Ведущие российские компании – такие, как «БЛ-Групп», «Световые Технологии», «Вартон», уже много лет успешно конкурируют с глобальными светотехническими брендами не только в России и на постсоветском пространстве, но и на рынках Ближнего Востока, Африки, Евросоюза.
– Какова в целом ситуация на российском рынке светодиодов?
– Ситуация на российском рынке светодиодных изделий развивается очень позитивно. Рынок светодиодных источников света растет из года в год. В 2011 году его объем составлял 9,5 миллиона штук, а в 2016-м – уже почти в 20 раз больше, 173 миллиона штук. Рынок светодиодных светильников в 2011 году составлял 1,9 миллиона штук, в 2016-м – уже 33,8 миллиона. Так что никакого спада или стагнации – только рост.
Так как спрос на светодиодные светильники растет из года в год, то и потребление светодиодов растет. Но из‑за отсутствия локального производства светодиодных чипов почти вся потребность рынка обеспечивается за счет импорта. По данным компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг», крупнейшими поставщиками светодиодов на российский рынок в 2016 году были мировые бренды Nichia, Edison и LG с совокупной долей в 33 процента.
– По каким параметрам мы можем все‑таки конкурировать?
– Российский рынок светодиодных светильников ни в чем не уступает развитым зарубежным рынкам ни с точки зрения качества продукции, ни с точки зрения общей доли светодиодных изделий. Даже наоборот, доля светодиодных изделий в общей доле светотехнического рынка в РФ намного выше, чем в других развитых странах. На сегодняшний день российские производители могут успешно конкурировать с китайскими за заказы из Европы. Мы ближе, так что с точки зрения логистики – дешевле. Мы качественней, а стоимость рабочей силы у нас после девальвации 2014 года зачастую ниже, чем в Китае.
– Известно, что весной этого года ведущие компании подписали этическую хартию. Это соглашение между участниками рынка дает им какие‑то преимущества?
– Данное соглашение пока не дает каких‑то конкретных конкурентных преимуществ компании, которая его подписала, а наоборот, требует соответствовать и работать по высоким стандартам. Однако в будущем при выборе поставщика тот факт, что компания подписала этическую хартию, станет одним из факторов принятия решения в ее пользу.
– Почему в рамках такого взаимодействия нельзя поддерживать предприятия, аналогичные «Светлане»?
– Это задача государства, а не светотехнического сообщества. Должна быть государственная политика, направленная на развитие и поддержание стратегических отраслей и инициатив. С конкретными объемами инвестиций или госзакупок. По-другому не получится.
– Какие наиболее значимые события происходят в отрасли?
– Сейчас в отрасли происходит очень много интересного. Во-первых, продолжается знаковый проект ассоциации «Честная позиция» под названием «Соответствие в светотехнике». Он вступил в свою следующую фазу – после тестирований дистрибьюторы, входящие в ассоциацию, вывели из своего ассортимента продукцию, не соответствующую действующим требованиям или заявлениям производителя. Это очень важный шаг в развитии проекта. Во-вторых, как вы упомянули, была подписана этическая хартия, и Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе начала реализацию проекта по мониторингу импортных поставок во избежание недостоверного декларирования или занижения уплаты таможенных сборов и пошлин. В-третьих, для поощрения и продвижения высококачественной продукции и компаний «Лайт Бизнес Консалтинг» организовала Евразийскую светотехническую премию «Золотой Фотон». Эта инициатива уже нашла отклик среди отраслевых компаний, и мы получаем большое количество заявок на участие. Радует, что заявки идут не только от московских или петербургских компаний, но и от региональных предприятий.

МНЕНИЯ

Мы обратились к представителям светотехнической отрасли с вопросами о том, действительно ли вертикальная интеграция создает сложности для бизнеса, должна ли компания быть узкоспециализированной, чтобы добиться успеха на рынке, как избежать рисков производителю светодиодов и должно ли государство принимать какие‑то решения в этом направлении?

Игорь Константинов, генеральный директор светотехнического завода «Лисма»:

– Вертикальная интеграция вполне возможна для крупного производителя светотехники, работающего на глобальный рынок. При этом, конечно, она должна быть разумной и экономически целесообразной. Мы позиционируем себя как предприятие с замкнутым циклом производства. Основную часть комплектующих для источников света выпускаем сами, но стопроцентное самообеспечение невозможно в связи с технологическими процессами и отсутствием некоторых редкоземельных металлов в России. Для компании, нацеленной на узкий сегмент рынка, вертикальная интеграция – непосильное бремя.
Компания может развивать несколько направлений, производя как светодиоды, так и светильники. Но в одной из областей она должна обладать уникальными компетенциями: либо очень дешевые светодиоды, либо очень дешевые технологии производства светильников. Так, наиболее успешные производители светодиодов Китая работают на рынок электронной техники: телефонов, компьютеров, телевизоров. Светотехника для них вторичный продукт. Но за счет такой расстановки приоритетов они предлагают самые доступные цены на светодиоды.
Риск стать банкротом есть у любой компании, производящей как светодиоды, так и любую другую продукцию. И, наверное, для руководства и собственников бизнеса это не становится каким-то случайным одномоментным явлением. Есть рыночная среда, есть продукт, который должен быть конкурентоспособным. В России сейчас нет массового производства светодиодов с адекватным соотношением цена – качество. При том, что они весьма востребованы. Очевидно, что это связано с невозможностью выдержать конкуренцию с ушедшими далеко вперед китайцами и корейцами.
Если государство хочет стимулировать отечественное производство светодиодов и спрос на них, эффективной мерой могло бы стать повышение таможенных пошлин на всю ввозимую светодиодную продукцию и запрет на ввоз компактных люминесцентных ламп (КЛЛ), содержащих ртуть. Это гораздо более логично, чем бороться с лампой накаливания путем ее запретов. Она и так сдает позиции с каждым годом. То есть Минэнерго считает нормальным оставить без работы российских производителей ламп накаливания, при этом не считая нужным запретить импорт опасных ртутных ламп, которые ни один отечественный завод не делает. Это просто парадокс. Уход с рынка КЛЛ мог бы значительно ускорить переход населения на светодиодные источники света.

Михаил Крыжов, заместитель генерального директора по развитию стратегических и международных проектов ООО УК «БЛ ГРУПП»:

– Мы не считаем, что вертикальная интеграция – непосильное бремя для любой светотехнической компании. Эффективность вертикальной интеграции, по нашему мнению, зависит от масштабов компании и доли рынка, которую эта компания занимает. Глобальные производители светотехники, включая БЛ ГРУПП, обладают вертикально-интегрированной структурой, что позволяет им контролировать всю цепочку создания добавочной стоимости конечного продукта и успешно конкурировать даже в проектах нижнего ценового сегмента.
С другой стороны, в российских условиях передача на аутсорсинг отдельных технологических операций / переделов может привести к повышению себестоимости и снижению качества готового изделия, что несет в себе риски для компании-производителя. Этот тезис также говорит в пользу вертикальной интеграции.
Любая компания может попасть в ситуацию, аналогичную той, что связана со «Светланой-Оптоэлектроникой». Это, прежде всего, вопрос изучения и учета рыночных и операционных рисков при осуществлении бизнес-планирования.
Кроме того, прежде чем принимать решение о начале производства светодиодов, компании необходимо иметь определенное положение на рынке, занимая его существенную долю с учетом портфеля текущих и перспективных светотехнических проектов.
А государство при инвестировании в такие высокорискованные проекты должно обеспечить должный контроль инвестиций. В крупных, знаковых проектах это можно делать публично, в том числе с привлечением специалистов из отраслевых ассоциаций.

http://www.eprussia.ru/epr/327/7752033.htm

Возврат к списку


Мы Вам перезвоним

Нет времени или возможности позвонить? Оставьте свой номер телефона и наш менеджер свяжется с вами в любое удобное время.


c по
CAPTCHA
Обратитесь к нам по телефону: +7 (8342) 77-70-07